«М.Видео-Эльдорадо»: Data Science, High Load и продуктовая разработка
Группа имеет более 1000 магазинов, продает четверть всей электроники в России и входит в топ-10 мировых ретейлеров этого сегмента (по данным Годового отчета группы «М.Видео-Эльдорадо», 2018 г.). При этом компания ближе к диджитал, чем к традиционной рознице: в бизнесе конкурирует с маркетплейсами и цифровыми экосистемами, а за сотрудников — со всеми технологическими гигантами.
За два года IT-дирекция выросла в два раза до 500 сотрудников и решила масштабные задачи. В первую очередь, объединила ИТ-системы после слияния двух компаний. В 2020-м предстоят новые крупные проекты, и команда увеличится еще на 15–20%.
«М.Видео-Эльдорадо» использует 1800 физических и 3100 виртуальных серверов, 1,6 петабайт активных данных. С внутренними приложениями работают 30 тыс. человек, с внешними — более 20 млн. Компания формирует уникальный опыт интеграции онлайна и офлайна. Открыть интернет-магазин — это одно, и совсем другое — наладить процессы взаимодействия между ним и розницей, складами и логистикой, создать простой и удобный путь для покупателя. Эта экспертиза очень ценится на современном рынке, где многие диджитал-гиганты начали создавать свои офлайн-сервисы, например службы такси.
Разработка новой платформы, цифровая трансформация и Data Science: чем бы занялись вы?
Основные задачи ИТ — масштабироваться вместе с бизнесом и развивать быстрый удобный фронтенд. Для этого «М.Видео-Эльдорадо» одномоментно пилотирует 20–30 решений и ежегодно внедряет более 50.
Впереди — переход на новую технологическую платформу, с которой будут связаны сайты и мобильные приложения обоих брендов. Это сделает разработку быстрее и проще, сократит время внедрения новых решений, позволит компании стать более гибкой при внедрении новых решений и их поддержке.
Другой блок задач связан с Data Science. «М.Видео-Эльдорадо» анализирует колоссальный объем данных. Благодаря собранной информации, компания встраивает модели машинного обучения в бизнес-процессы, в маркетинг, HR, финансовые и логистические подразделения для повышения операционной эффективности, более глубокой персонализации предложений.
Еще один крупный проект — диджитализация 360°. Фокус переходит от взаимодействия с покупателем к внутренним процессам. Компания планирует широко применять роботизированные технологии и алгоритмы машинного обучения для принятия более быстрых и точных решений.
Из первых рук: сотрудники IT-дирекции — о своих проектах
1. Data Science
Задачи, над которыми работает ИТ-команда сегодня:
- создает customer-витрины 360° и персонализирует опыт покупателей на уровне товаров и категорий для интернет-магазина, розничных коммуникаций и кол-центра;
- разрабатывает рекомендательные сервисы для обучения сотрудников, предсказывает увольнения, чтобы вовремя разобраться в причинах и попытаться сохранить человека в компании, делает скоринг резюме и прогнозирует прохождение испытательного срока;
- детектирует очереди, определяет пол и возраст покупателей, строит тепловые карты и путь клиентов.
В 2020 году направление сосредоточится на системах ассортиментного планирования, ценообразования и промо.
2. Перевод интернет-магазина «Эльдорадо» на микросервисы
Команда всегда находится в highload-режиме: на сайт «Эльдорадо» ежемесячно заходят 17 млн посетителей. На рынке нет готовых решений для данной архитектуры с подобным масштабом, поэтому весь опыт приходится получать «в бою».
Основной стек — Kubernetes, Go, Java, Node.js, React. И команде есть чем поделиться с коллегами, работающим в той же области: например, сотрудники выступали на первой конференции @Kubernetes, организованной Mail.ru Cloud Solutions в 2019 году, а также на фестивалях «РИФ+КИБ».
3. Мобильная разработка: приложения для покупателей «М.Видео» и «Эльдорадо»
Приложение «Эльдорадо» еще в разработке, а «М.Видео» уже установили более миллиона человек. Оно позволяет узнать все, что нужно, о любом товаре. Например, в магазинах «М.Видео» можно отсканировать ценник и получить характеристики и отзывы из онлайна, по штрих-коду — сравнить стоимость товара в «М.Видео» с ценами в других магазинах.
Команда использует современный стек: Swift, RxSwift, RxCocoa, Kotlin, RxJava, Java, Spring, PostgreSQL, Hazelcast, Docker, Jenkins и др. Это позволяет создавать качественные, технологичные мобильные продукты:
4. Мобильная разработка: m_RTD — приложение для продавцов
Мобильное приложение для продавцов m_RTD стало сердцем бизнеса, оно объединяет все преимущества онлайн- и офлайн-каналов. Фактически клиент получает сразу весь технологичный функционал интернет-магазина с его персонализацией и опыт живого общения со специалистом вместе с возможностью пощупать, протестировать товар перед покупкой. m_RTD унифицирует опыт клиента во всех точках контакта: на сайте, в приложении или в магазине и позволяет лучше понять его потребности.
В стек входят Java, Kotlin, Spring, Hibernate, JUnit, Maven, PostgreSQL, Redis, RabbitMQ, Hazelcast, Docker, Jenkins, Cucumber, Gherkin, Appium, Prometheus, Grafana. Де-факто это стандарт разработки бизнес-приложений в крупных компаниях. Опыт работы с ним открывает двери не только в российский ретейл, но и в большой бизнес по всему миру.
5. Развитие и поддержка сайта «М.Видео»
Команда сайта «М.Видео» решает целый спектр задач — от поддержки высоконагруженной системы до разработки новой платформы сайта. Более 100 специалистов — от продуктологов до разработчиков, тестировщиков, DevOps и дизайнеров — обеспечивают полный цикл разработки.
Продуктовый подход (и почему это здорово)
Над каждым ИТ-решением в «М.Видео-Эльдорадо» работает постоянная команда: менеджер по продукту плюс ИТ-специалисты. Команда уделяет продукту 100% времени в течение года. Например, если команда сделала сайт — ей же предстоит развивать его, учитывая современные тренды и технологии, а также возможности конкурентов. Это позволяет погрузиться в продукт и сделать его действительно хорошо, не останавливаясь на полпути.
Продуктовый подход часто требует создавать инновации, делать то, чего еще никто не делал. Иногда это приводит к прорывам, иногда — к просчетам. Руководство на всех уровнях понимает это и лояльно относится к ошибкам — главное, учиться на них и, конечно, прогнозировать сбои, митигировать риски, работать итеративно и оставлять возможность отката к успешной конфигурации.
Развитие и карьера
Наращивать экспертизу мы предлагаем не только «в бою», но и на внешних курсах и конференциях. Их подбирают индивидуально. Молодой разработчик может начать с Kubernetes на «Слёрме», а опытный менеджер по продукту — набраться опыта на ретейл-конференции NRF в Нью-Йорке. Есть и внутренние программы развития — для HiPo, ключевых сотрудников и т.д.
Большая IT-дирекция с различными отделами открывает возможности для роста. Двигаться вверх помогают программы развития — внутри компании растут 80% сотрудников. Компания лояльна и к горизонтальным переходам: разнообразие направлений дает возможность развиваться в соответствии со своими интересами.
Гибкий соцпакет и удобные рабочие процессы
Фишка компании — кафетерий льгот. Сотрудник может выбрать то, что ему важнее: ДМС, мобильная связь, тренировки в фитнес-клубе, дополнительный отпуск или обучающие курсы. Кроме того, действуют скидки на технику в «М.Видео» и «Эльдорадо».
Большинство внутренних вопросов решаются через мобильное приложение «ЭM.Life», где можно посмотреть выплаты, оформить отпуск, почитать новости и многое другое.
Присоединяйтесь!
«М.Видео-Эльдорадо» приглашает разработчиков и тестировщиков, DevOps, системных администраторов, системных аналитиков, Data Scientists и Data Analysts, архитекторов и скрам-мастеров.
Присоединяйтесь, чтобы:
- создавать новые решения и практики;
- трансформировать большой бизнес, связанный с ИТ и продажами;
- видеть, как ваша работа влияет на опыт тысяч продавцов и миллионов покупателей.
Сильных кандидатов из других городов мы приглашаем в столицу. Благодаря этим и многим другим преимуществам группа «М.Видео-Эльдорадо» ежегодно становится лучшим работодателем России по версии hh.ru и компании Kincentric.